• Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Частота звукозаписи — лучше побольше, сведение в наушниках — норм, и другие музыкальные мифы. Часть 1

Современная цифровая звукозапись имеет уже достаточно долгую историю, чтобы вздорных легенд и нелепых верований накопилось немало. Благодаря им гитаристы записывают музыку для гитаристов, а не для людей. Молодые продюсеры собачатся с молодыми артистами по поводу частоты дискретизации проектов в DAW, YouTube-гуру засоряют мозги начинающим музыкантам сказками про необходимость суббаса в каждом треке. В общем, все при деле.

Меж тем как-то упускается из виду, что подавляющее большинство конечных потребителей музыки слушают ее для получения эмоций и на очень хреновой аудио аппаратуре. И что им глубоко наплевать, записывали ли мы гитары в direct input звуковой карты, как лохи; использовали ли мы «профессиональные звуки» синтезаторов или накидали трек из первых попавшихся сэмплов; сводили ли мы в наушниках (боже, какой кошмар) или на мониторах.

Сразу оговоримся: все мифы, обсуждаемые ниже, отчасти могут быть не совсем мифами. В современной цифровой звукозаписи очень мало «запретных» приемов и техник. Наука (единственная инстанция, которой на этой планете можно верить) очень редко изучает воздействие на мозг людей частоты дискретизации аудио файлов, их битрейта, степени компрессии при мастеринге и прочее.

По сути, каждый из нас — людей, создающих музыку — имеет полное право косячить как ему угодно, верить в «деревянную теорию» звучания электрогитар, считать, что «война громкостей» закончилась и т. п. Единственное, что имеет значение — слушает ли наше «перекомпрессированное дерьмо» или «культурно сведенную конфетку» конечный потребитель?

Однако некоторые приемы музыкальной черной магии все-таки стоит подвергать сомнению. Это рационально и избавляет от лишних производственных мук. Итак, поехали…

 

1. Частота дискретизации в проекте должна быть максимальной. Доступно 192 kHz? В ней и надо делать

Ну да, частота дискретизации «отвечает» за то, на сколько виртуальных «столбиков» нарежет аналого-цифровой преобразователь звуковой карты плавную синусоиду входящего аудио-сигнала — вокального, гитарного и любого другого. Якобы это очень важно.

Якобы случился прорыв в потоковом музыкальном вещании: Tidal теперь обеспечивает желающим разрешение до 24 бит/192 кГц; Apple Music ринулась туда же; Qobuz предлагает FLAC 24 бит/192 кГц. Туши свет, мы все делаем неправильно со своими более низкими частотами дискретизации!

Однако вы замучаетесь, особенно в России, искать дистрибьютора, поставлявшего бы ваши треки в стриминговые сервисы в формате 24 бит/192 кГц — это раз. Они в подавляющем большинстве требуют классический CD формат — 16 бит/44,1 кГц. А библиотеки, скажем, продакшн-музыки (они же специализированные лейблы) просят у вас стемы и миксы в 24 бит/48 кГц. И всем нормально (интересно — почему?).

Конечно, некоторые, пока редкие, стриминговые сервисы заходят на поляну аудиофилов — ОК, нормальная рыночная тактика. И доступно повышенное качество обычно только владельцам премиальным аккаунтов.

Но реальные деньги музыкантам, артистам, продюсерам, лейблам приносят вовсе не аудиофилы, а нормальные слушатели, которым музыка поступает в форматах с потерями аудио информации — mp3, AAC, Ogg. И это, почти все-все деньги, потому что аудиофилы с невероятными запросами к качеству составляют ничтожную долю потребителей — это два.

А вот «три»: если все музыкальные продюсеры настроят в своих DAW частоту дискретизации 192 кГц, то у трех четвертей из них компьютеры перестанут нормально тянуть их проекты. Нагрузка на CPU и оперативную память ляжет непосильная. Потому что мало кто из музыкантов может позволить себе покупку современной двухпроцессорной рабочей станции тысяч за пять евро. И большинство работает на более-менее «офисных» или «игровых» компах.

Соответственно, музыкальные, драматургические и технические возможности продакшна даже при основной частоте дискретизации в 96 кГц резко сокращаются у большинства продюсеров. И ради чего это? Ради ничтожной доли рынка аудиофильского музыкального стриминга?

Вот когда по планете начнет победное (и массовое) шествие какой-нибудь 6G с дикой пропускной способностью передачи данных, когда крутые процессоры, материнские платы, быстрая оперативка и качественные SSD подешевеют настолько, что станут доступны дворовому рэперу — вот тогда и начнем заморачиваться с повышенной частотой дискретизации проектов. А пока это нецелесообразно в рыночном и производственном смысле.

Ну и еще одно соображение. Никакую такую повышенную частоту дискретизации в музыке большинство слушателей не слышит в упор. Потому что для передачи высококачественного аудио им в уши требуется соответствующая высококачественная аппаратура воспроизведения.

А слушают наши треки мало того, что в основном на стримингах (с потерей качества), но еще и на всяких дурацких балалайках. И чаще всего — в дешевых наушниках-затычках, на бюджетных автомобильных аудио системах, на переносных колонках, на мультимедийных компьютерных колонках, на «умных» колонках, которые и стерео-то нормальное выдать не могут, потому что у них динамики расположены в радикально узком объеме…

2. «Война громкостей» закончилась (нет), поэтому не имеет смысла делать сильно компрессированные миксы

Да, Spotify, YouTube, Apple Music, Amazon и другие сервисы автоматически понижают уровень громкости слишком уж яростно звучащих треков. Диапазон понижения — до уровня -16, -14, иногда -9 LUFS (кто во что горазд).

А вот зачем-то заблокированный в РФ Soundcloud — не понижает. И знающие дяди рекомендуют на него выкладывать треки в -7 LUFS. И Яндекс.Музыка, например, не имеет нормализации громкости. И интернет-радио в большинстве своем не включают никакой нормализации на выходной шине. И чё делать? Для каждого сервиса отдельно мастерить трек? Но дистрибьюторы же не предлагают услуги отправки разных вариантов микса на разные стриминги…

Опять-таки включаем собственную рациональность. Во-первых, воспринимаемая громкость микса начинает формироваться уже в процессе аранжировки и предварительного сведения. Это субъективная величина, и на нее влияет много чего. Например, то, завалили ли мы транзиенты в миксе или нет? Достаточно ли «толстыми» мы сделали отдельные инструменты и группы инструментов?

Первоначальная динамическая обработка играет ведущую роль, а мастеринг, вопреки легендам, не может радикально исправить допущенные при сведении ошибки. Это всего лишь финальная полировка.

А во-вторых, поинтересуемся — внимают ли ведущие мировые артисты и их саунд-продюсеры рекомендациям стриминговых сервисов по величинам true peaks и LUFS? Оказывается, неа, не внимают.

 

Возьмем, например, с YouTube официальное аудио песни «Lose Control» товарища Teddy Swims, которая в январе 2024 года торчала в первой десятке Billboard Top-100. Это медленная лирическая композиция — правда, с весьма плотными барабанами.

Пики в фонограмме крутятся около нуля, а вообще-то YouTube-версия показывает даже +0,2 dB — недопустимая, ё-моё, вещь! Должны же были позаботиться звукорежиссеры о запасе громкости, чтобы избежать искажений, которые дает перекодирование в формат с потерей качества? А вот не позаботились.

И показатель Integrated LUFS в этой песне равен -7,6. Ой. А как же «правила» мастеринга под современные стриминговые особенности? Да вот никак — чувак хочет продолжать участвовать в «войне громкостей» и участвует.

Возьмем новую-старую песню The Beatles «Now And Then», выпущенную в 2023 году и высоко взлетевшую в чартах — впервые за последние лет 50 у «битлов», что для давно распавшейся супергруппы очень круто.

В ее фонограмме с пиками все обстоит очень деликатно — запас аж -3,2 dB. А вот Integrated LUFS составляет -12,7. Громковато для Spotify, Apple Music и некоторых других. Тем более, что песня-то совсем лирическая — с группой оркестровых струнных, медленная, грустная.

Выходит, даже Пол МакКартни и Ринго Старр, которым далеко за восемьдесят, берут и довольно плотненько накачивают тихую по замыслу песню. Даже старички не хотят быть проигравшими в «войне громкостей». Видно, за всем этим стоит какая-то логика.

Скорее всего, такая: машинное, огульное, «под одну гребенку» понижение уровня громкости на стриминговых сервисах слабо затрагивает, скажем так, «внутренний» динамический диапазон миксов. И если они хорошо накачаны во время сведения, то все равно субъективно слушаются громче, чем треки, строго подогнанные по LUFS к рекомендациям стриминговых платформ.

Именно поэтому очень многие попсовики, рэперы, рок, дэнс артисты, электронщики стараются выжимать из своих миксов аж -6 LUFS. «Война громкостей» продолжается во всей красе.

3. Широкие миксы — всегда хорошо. Феномен Big mono

Очень, очень нравится современным продюсерам делать миксы с широчайшим стерео. И вот к чему это привело. Обильно используя всевозможные стерео-расширялки, дабл-треки и эффект Хааса на большинстве инструментов, люди мало того, что рискуют насовать в микс фазовые искажения, но еще и обедняют аранжировку, делают ее фактически монофонической. «Как это?» — спросит читатель? А вот как…

Столь много инструментов, включая бас в разнообразной электронике, рэпе и попсе, стало звучать «по бокам головы» слушателя, что стерео сцена во многих треках стала превращается в своего рода «раздвоенное моно». На Западе это стиль сведения стали называть Big mono и другими красноречивыми терминами.

Он, возможно, хорошо работает в каком-нибудь minimal techno, но когда такие приемы бесконтрольно привносят вообще во все жанры, выигрышная техника приводит к художественному проигрышу.

 

Стерео вообще-то существует для того, чтобы построить для слушателя трехмерную (даже с ближним и дальним планами) музыкальную сцену. А это в свою очередь ведет к большему эмоциональному отклику слушателя на фонограмму. Его мозгу интересно ощущать пространственную сложность музыки. Big mono же напрочь разрушает саму концепцию. И, соответственно, уменьшает кайф конечного потребителя.

Все-таки широкое стерео, впрочем как и любую другую специю, стоит применять в сведении умеренно, дозировано и со вкусом.

4. Хорошее сведение в наушниках возможно! Для этого же есть волшебные плагины

Это никакой не стыдный секрет — многие из нас сидят в домашних студиях. И миллионы музыкантов композиторствуют, делают аранжировки и даже премиксы в наушниках. Иначе члены их семей могут посходить с ума от прослушивания многочисленных повторов изготовляемых фонограмм.

Но вот пришедшее из мира электронной музыки верование в то, что трек можно хорошо свести в наушниках — сомнительная штука. Тот факт, что «электроника» — музыка синтетическая, как бы «неестественная», и никто не знает, как она должна звучать (потому что может звучать как угодно, и будет норм) породил убеждение об успешной работе без аудио-мониторов.

Действительно, есть специальные плагины для такого. Например, российский Realphones. И даже доступны у них профили калибровки под конкретные модели мониторных наушников. Можно за отдельные деньги аж персональную калибровку заказать — под свои личные.

Славятся эти решения тем, что позволяют имитировать взаимопроникновение звука из разных каналов в оба уха (как это происходит при нормальном мониторинге), помогают корректировать АЧХ наушников, позволяют «сводить» в виртуальных комнатах известных мировых студий, эмулируют задержки прилета звука от колонок и эхо помещений «в которых стоят мониторы». Некоторые (с применением веб-камеры) могут реагировать на верчение головой.

Но все-таки полноценное сведение — прямо вот беловое, финальное с такими плагинами получается лишь у каких-то единичных гениев. Слишком уж велика разница между естественным мониторингом и ушным. И слишком быстро мозг человека привыкает к ненормальной виртуальной сцене.

Нейрофизиологи знают: в нашем черепе работает уйма крутых аудио «процессоров», включая даже биологические аналого-цифровые преобразователи, какие-то загадочные виртуальные эквалайзеры, «выделители» важных звуков из общего шума и т. п.

Мозг адаптируется к любому аудиосигналу за считанные десятки минут. И при микшировании «привыкает» к имеющейся сцене, при этом как бы достраивая до правильной звуковой картины миксы с провалами и ненормальными горбами в АЧХ, плоской пространственной обработкой и даже фазовыми искажениями и неприятными резонансами.

Именно поэтому опытные звукорежиссеры делают перерывы почти каждые полчаса и стараются не заниматься сведением больше 4 часов подряд (а лучше в день). Ибо мозг нас обманывает и приукрашивает имеющийся музыкальный материал.

Нам трудно адекватно воспринимать параметры микса даже после получаса работы на хороших аудио-мониторах. Что уж говорить о попытках сведения в наушниках!

Специализированные плагины для микширования в наушниках скорее помогают не очень сильно косячить во время аранжировки и премикса, и этим они хороши. Но рассчитывать на них при финальном сведении, особенно оркестровой музыки и вообще музыки с обилием живых инструментов — очень рискованное решение.

Продолжение следует…

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/chastota-zvykozapisi-lychshe-pobolshe-svedenie-v-nayshnikah-norm-i-drygie-myzykalnye-mify-chast-1.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Частота звукозаписи — лучше побольше, сведение в наушниках — норм, и другие музыкальные мифы. Часть 1

Современная цифровая звукозапись имеет уже достаточно долгую историю, чтобы вздорных легенд и нелепых верований накопилось немало. Благодаря им...

Сигарбокс – гитара из сигарной коробки

Когда сердце музыканта требует музыки, он найдет как извлечь ее из чего угодно, будь то морская раковина, тыква...

Микрофонные стойки

На что обратить внимание при покупке микрофона? Конечно, на его характеристики, внешний вид и стоимость. При этом многие...

Безголовые гитары

В мире существует множество разнообразных гитар, отличающихся звучанием, формой, конструкцией и техническими характеристиками. Одной из таких особенностей является...

Звуковой эффект фэйзер: кому и зачем?

Гитарными эффектами в настоящее время никого не удивишь, они доступны каждому и представлены в любом музыкальном магазине в...

Delay – один из самых популярных гитарных эффектов

На сегодняшний день Delay является одним из самых популярных гитарных эффектов. Как правило, он имеется в арсенале каждого...

Топ-20 фильмов о музыкантах за последние пять лет

Если у вас есть кумир из мира музыки, то вы, наверняка, хорошо знакомы с его творчеством, возможно, даже...

Мелодика или пианика: недетский инструмент

Слышали вы когда-либо о таком инструменте как мелодика или пианика? Это два разных названия одного инструмента – мелодической...

Бесплатные VST плагины для гитары: эмуляции педалей, обзор лучших

Виртуальные цепочки гитарных обработок, как и реальные, часто начинаются с подключения предварительных эффектов. И обычно это «педали», они...

Балансный и небалансный кабели: подключайся правильно

При выборе первого микрофонного или Jack-кабеля, наверное, каждый задавался вопросом: какой выбрать, балансный или небалансный, и в чем...

Профессиональная и Hi-Fi акустика: в чем разница?

Колонки PA и Hi-Fi – два вида акустических систем, которые, на первый взгляд, похожи, так как их основная...

Дерево электрогитары – влияет ли на звук? Еще как, и тому есть доказательства

Это удивительно, но до XXI века строгие лабораторные эксперименты, призванные выяснить, влияет ли порода дерева, из которой выполнена...

Приобретение виниловых грампластинок в магазине «Пластиночка»: погружение в мир аналогового звучания

В условиях широкого распространения цифровых технологий, обеспечивающих мгновенный доступ к музыкальному контенту, многие пользователи забывают о существовании аналоговых...

Комбоусилители для акустических гитар

Комбоусилители для гитар хорошо известны всем музыкантам, ассортимент их чрезвычайно богат, есть из чего выбрать. Однако стоит различать...

Блоки питания для гитарных педалей

Педали эффектов – это свобода в формировании гитарного звука, так как современные технологии предлагают их широкий ассортимент под...

Новинки YAMAHA 2023-2024: удивляемся, мечтаем, копим…

YAMAHA является одним из ведущих мировых производителей музыкальных инструментов и музыкального оборудования. Разработка собственных технологий в области улучшения...

Двенадцатиструнная гитара – двойное удовольствие

Когда долгое время играешь на гитаре, со временем хочется попробовать что-то новое, разнообразить свое творчество. Тогда на помощь...

Гитары Schecter: взлеты и падения бренда – что скрыто за официальной историей

Schecter сегодня — глобальная компания с производственными мощностями в Китае, Индонезии и США, с широкой линейкой электрогитар, о...

Что такое звукоизоляция и звукопоглощение?

Звукоизоляция и звукопоглощение – это оно и то же? Если нет, то в чем разница? Очевидно, что оба...

Нейросеть Udio оставит авторов музыки без куска хлеба. И скорее рано, чем поздно

Апрель 2024-го преподнес музыкальному бизнесу внешне веселенькую, но на деле мрачную AI-сенсацию. Не успели композиторы и музыкальные продюсеры...