• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Delay – один из самых популярных гитарных эффектов

На сегодняшний день Delay является одним из самых популярных гитарных эффектов. Как правило, он имеется в арсенале каждого гитариста, иногда и в нескольких вариантах (моделях).

В переводе с английского, delay означает «задержка», что в полной мере описывает принцип его действия. Это эффект задержки звука, когда к исходному сигналу добавляется одна или несколько его копий, но задержанных во времени. Время задержки составляет не менее 50-60 мс.

Данный эффект позволяет создавать довольно интересное и необычное звучание гитары, а также подобрать различные параметры для идеального звука.

История

Появление дилея можно отнести к пятидесятым годам прошлого века, тогда эффект достигался смещением уменьшенных по громкости копий одной из дорожек на магнитной ленте. Затем началось производство ленточных эхо-машин, в которых магнитная лента прокручивалась по кругу, ее скорость регулировала время задержки, а степень намагничивания – громкость повторов. Данный принцип действия был реализован в ленточном дилее ECHOPLEX EP4. Подобные устройства имели очень большой вес и немалую стоимость.

Первыми, кто заменил магнитную ленту дискретной аналоговой линией задержки, были инженеры PHILIPS. Но настоящий прорыв в этой области осуществила компания PANASONIC, которая выпустила в продажу чипы MN3005, MN3007 и MN3205, позволившие сделать устройства с эффектом дилей более доступными и гораздо более компактными.

Эффект дилей быстро приобрел популярность среди музыкантов, и производители начали выпускать его в виде напольной педали и встраивать в различные процессоры эффектов. В настоящее время практически все крупные производители гитарных примочек имеют в своих модельных линейках гитарные педали delay.

Современные дилеи бывают аналоговые и цифровые. В цифровом варианте (digital delay) осуществляется цифровая обработка сигнала (АЦП-память-ЦАП), а в аналоговом (analog delay) – используются приборы с зарядовой связью (большое количество конденсаторов передают друг другу заряды под действием синхроимпульсов). Стоит отметить, что цифровые дилеи предоставляют больший диапазон времени задержки сигнала.

Если говорить о различиях в звуке, то в аналоговом дилее звук будет более «теплым и расплывчатым», в цифровом – чётким и «холодным». Аналоговый дилей – это теплое и естественное эхо придающее вашей музыке ни с чем не сравнимую атмосферу, за которую приходится расплачиваться клиппингом и clock noise (высокочастотным шумом, возникающим на больших значениях обратной связи дилея). Стоит упомянуть о модуляции в аналоговых дилеях, которая напоминает о первых пленочных устройствах и имитирует перепады скорости ленты, придающих некоторый шарм повторам дорожек.

Первые цифровые дилеи на основе схем аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований появились на рубеже 70-х и 80-х. Их технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах, поэтому звук был четким, читаемым, но при этом довольно холодным (по сравнению с аналоговыми). Наиболее успешной моделью дилея на основе данной технологии стала BOSS DD-2, избавившая пользователей от клиппинга и предоставив почти идеальные повторы. Со временем производители добавили в схемы частотные фильтры, имитируя старые аналоговые линии задержки. Появившиеся цифровые дилеи могли также похвастать заметно большим временем задержки.

Основные параметры

  • Delay Time – время задержки сигнала, т.е. промежуток времени между повторениями сигнала, выраженный в миллисекундах (мс). Данный параметр является очень важным, когда приходится регулировать время задержки, подстраиваясь под различные темпы. Время задержки – это основной фактор, определяющий то, какой эффект вы хотите получить: модуляционный тип (flanger, chorus) или более атмосферные echo и reverb. Большинство дилеев имеет функцию модуляции, представляющую собой вариацию осциллятора низкой частоты (LFO), который уменьшает или увеличивает время задержки в зависимости от осцилляции низкой частоты. Управление модуляцией позволяет получить звук falnger или chorus, сделать звук свистящим. Если же вы хотите, чтобы задержанный сигнал не отличался от входного, просто установите ручку модуляции в ноль.
  • Feedback (Repeat) – количество задержек сигнала (от одной до бесконечности). При выставленном в ноль регуляторе будет производиться только один повтор, что хорошо подходит для каскадов, гармоний и лупов, если же feedback выставить на максимум, то будет производиться бесконечное число повторов, воспринимаемых на слух как эхо, 5-6 повторов хороши для ревера и слэпбэка.
  • Level – громкость повторяемого сигнала по отношению к необработанному сигналу. При нулевом значении будет проходить только необработанный сигнал, никакого эффекта вы не услышите. При выставлении уровня эффекта на 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному.

 

Почти все дилеи имеют два раздельных выхода, позволяющие раздельно коммутировать обработанный и необработанный сигналы в различные места (разные каналы стереоусиителя, например, или в разные входы микшера, усилители и т.д.). Хотя чаще всего смешанный сигнал подается с одного выхода на вход усилителя.

Обычно в дилеях применяется активный байпасс, при выключении прибора, отключается только подача сигнала на чип, а вот выходящий сигнал продолжает свой путь, чтобы эффект не обрывался резко, а продолжал звучать.

Дополнительные парметры эффекта

  • Баланс (balance, mix) — соотношение исходного и задержанного сигналов.
  • Тип (type) — характеризует тип используемого дилэя:
  • slapback delay — короткая одиночная задержка без обратной связи длительностью до 120 мс.
  • echo — более длинная задержка с обратной связью.
  • multi tap delay — несколько последовательных задержек.
  • stereo delay — левый и правый каналы обрабатываются с разными параметрами обратной связи и времени задержки.
  • rhythmic delay — тоже, что и stereo delay, но параметры времени задержки каналов устанавливаются в строгой зависимости друг от друга.
  • ping pong delay — поочередное панорамирование задержанного сигнала в левый/правый канал.
  • reverse – воспроизведение записанного в буфер сигнала в обратном порядке (в цифровых эффектах).
  • dynamic delay — уровень задержанного сигнала в зависимости от уровня входного (задержанные фразы звучат тише и не мешают новым фразам).
  • modulated delay — задержанный сигнал обрабатывается другими эффектами (хорус, флэнжер и пр.)

Органы управления

Основные:

  • Time,Tempo, Rate -время задержки;
  • Mix, Balance, Blend — громкость повторов;
  • Feedback,Regen, Repeat — количество повторов.

Дополнительные:

  • Tone — тембр окраски обработанного сигнала, от яркого к темному;
  • Level — громкость чистого сигнала;
  • Mod Depth — глубина модуляции на повторах;
  • Type  – выбор типа используемого дилея.

Выбор

При выборе делея обращайте внимание на следующие характеристики.

  1. Функционал: наличие 3 основных ручек (время задержки, обратная связь, громкость хвостов) и инструментальных выхода и входа, а также дополнительные регуляторы для более точной настройки эффекта.
  2. Эргономика: размер, вес, расположение входов/выходов, доступ к регуляторам, питание, удобство при использовании.
  3. Звук: очень субъективный параметр, обязательно прослушайте эффект перед его покупкой.
  4. Соотношение цена-качество.

Некоторые начинающие гитаристы думают, что дилей – это всего лишь эффект эха, но они просто не знают на что способен этот эффект. Многофункциональный цифровой дилей с точными регулировками, комплексной цепью модуляции и понятными управлением может производить целый диапазон звуков. Так что возможности этого, простого на первый взгляд, эффекта поистине очень широки, стоит о них узнать, попробовать и начать экспериментировать со звуком. У вас обязательно это получится, пробуйте!

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Так много разных дилеев

Так много разных дилеев Впервые появившись в музыкальном мире в середине прошлого века, дилей навсегда вошел в обиход...

Биография Тори Амос

Тори Амос (Мира Эллен Амос) (1963) – певица, пианистка.Родилась Тори в городе Ньютон штата Северная Каролина 22 августа...

Слушаем по воздуху

Телефоны, гарнитуры, клавиатуры, мыши – это то, к чему мы давно привыкли. С каждым годом список устройств, имеющих...

Виды электрогитар: какая подойдет для всех жанров?

Само собой, нам всем хочется иметь гитарную стойку этак на десять-двенадцать мест. И чтоб на ней стояло каждой...

Суперстраты Schecter. Сравнение в деталях

Суперстраты Schecter Компания Schecter была основана в 1976 году и с тех пор, планомерно развиваясь, выпускает все больше и...

Уход за электронной ударной установкой

Ударная установка, будь они акустической или электронной, всегда является предметом любви и гордости любого барабанщика. А за любимыми...

Дополнительные струны: сколько и зачем?

Сегодня мы поговорим о необычных для большинства музыкантов гитарах. Когда изучил свою шестиструнную гитару вдоль и поперек и...

Продакшн: Ключевые этапы и специфические аспекты

Процесс продакшна представляет собой комплексное производство и создание контента, включающее в себя такие этапы, как видеосъёмка, звукозапись, монтаж,...

Студия для подкастов Face2Face в Москве: что и как

Подкасты сейчас на пике популярности. Они позволяют делиться мыслями с людьми по всему миру, а слушателям — учиться...

Бесплатные VST барабаны с акустическим звуком: обзор лучших

Кажется, что мир бесплатных VST, имитирующих ударные инструменты, огромен, но это только кажется. Скажем, актуальные плагины акустических барабанов...

Комбоусилители для акустических гитар

Комбоусилители для гитар хорошо известны всем музыкантам, ассортимент их чрезвычайно богат, есть из чего выбрать. Однако стоит различать...

Профессиональные заболевания гитаристов

Ранее мы с вами говорили о мускулатуре барабанщиков и упражнениях на ее развитие. Возникает логичный вопрос: что по...

Страх сцены: чем можно помочь себе?

Даже если вы не испытываете проблем в общении с людьми, грамотно говорите, талантливо поете или играете на музыкальных...

Частота звукозаписи — лучше побольше, сведение в наушниках — норм, и другие музыкальные мифы. Часть 1

Современная цифровая звукозапись имеет уже достаточно долгую историю, чтобы вздорных легенд и нелепых верований накопилось немало. Благодаря им...

В каком порядке применять плагины при микшировании?

Если у вас пока недостаточно опыта в работе со звуком, то перед вами обязательно встанет вопрос: «Каков правильный...

Знакомство с укулеле

Сегодня мы поговорим об инструменте, стремительно набирающем популярность во всем мире. Укулеле – это миниатюрная четырёхструнная гавайская гитара. В переводе с...

Банджо – символ американской музыкальной культуры

Культуру определенной страны очень ярко характеризует национальная музыка и присущие ей народные инструменты. В США наиболее популярной национальной...

Наушники. Бюджетный выбор для обычных людей

Эту историю нам рассказал наш друг, музыкант Андрей “НеНой” Голубев.  Любое сходство с реальными событиями неслучайно.Первая любовь. Часть первая Мне было десять лет,...

Акустическая безэховая камера — что это и зачем нужна

Представьте себе комнату, в которой стоит не просто тишина, а тишина абсолютная — жуткая и потусторонняя. Некоторые люди,...

Варган – магический инструмент шамана

Варган – довольно неоднозначный инструмент. Кто-то даже не слышал о нем, но кто слышал точно не остался равнодушным...