• Виктор
  • Статьи
  • 4 мин. чтения

Музыкальные размеры: ключ к пониманию

Владеете ли вы музыкальной грамотой? Если да, то скорее всего, вы учились в музыкальной школе. Если же такие термины как «музыкальный метр», «такт», «размер» ни о чем вам не говорят, то данная статья именно для вас. Тут мы постараемся пролить свет на музыкальную терминологию, причем сделать это максимально доступно для несведущих, но заинтересованных людей. Кому и зачем это нужно? Тем, кто так или иначе имеет отношение к музыке: не просто слушает ее, а исполняет, сочиняет, обрабатывает и т.д.

Ноты, доли и такты

Напомним вам, что при записи музыки мы используем нотный стан и ноты. По продолжительности звучания выделяют следующие виды нот:

  • целая – выдерживают на счет: раз, два, три, четыре;

  • половинная — считается на счет: раз, два;

  • четвертная — считается на раз;

  • восьмая — счет идет наполовину меньше четверти;

  • шестнадцатая — счет вполовину меньше восьмой.

Если вам близка математика, то представьте, что целая нота — это единица. Тогда все последующие будут составлять какие-либо части от целой: 1/2, 1/4, 1/8, 1/16. Ноты разной продолжительности обозначают на нотном стане по-разному. Более того, чтобы легче было читать с листа, восьмые и шестнадцатые ноты объединяют в группы, соединяя горизонтальными ребрами.

Но мало знать, какие ноты нужно играть, стоит понимать, где расставлять акценты. По аналогии с поэзией, где есть определенная последовательность ударных и безударных слогов (размер стиха), в музыке также чередуются в строгом порядке акцентируемые и неакцентируемые отрезки (метрические акценты). Для определения сильных долей ведут счет (например, раз-два, раз-два-три, раз-и, два-и и т.д.), при этом в каждом счете сильной долей будет только первая, остальные – слабыми. Такой счет долей (или ударов) называется музыкальным метром.

Временной промежуток от одной сильной доли до следующей называется тактом. На нотном стане такты отделяются друг от друга тактовой чертой. То есть, после тактовой черты всегда расположена сильная доля, с которой начинается каждый такт, а вы начинаете считать «раз» и дальше.

Музыкальный размер

Еще один музыкальный термин, представляющий собой числа, которыми записывают музыкальный метр. Помните, мы выше считали доли? Так вот, чтобы понимать до скольких считать и какими нотами, нужно знать музыкальный размер, который записывается в виде дроби (если вас пугает математика, то это два числа, записанные друг под другом). Музыкальный размер показывает, чем наполнен один музыкальный такт: сколько нот и каких именно он содержит. Давайте разберем подробнее.

Верхняя цифра показывает общее количество долей в такте, что, в свою очередь, подсказывает вам до скольких считать. Нижнее число указывает какими нотами ведется счет, то есть длительность каждой ноты (доли). Например, две четверти, три восьмых, три вторых, пять четвертей и т.д.

Простые и сложные музыкальные размеры

Метры или такты, а значит и музыкальные размеры бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные состоят из двух или нескольких простых. В сложных размерах могут соединяться (складываться) однородные метры (например, два трехдольных или два двухдольных), так и разнородные (двухдольный и трехдольный). Вот где точно не обойтись без математики.

Рассмотрим наиболее распространенные простые и сложные размеры. Начнем с простых.

Размер 2/4 «две четверти». Вспомните, как мы описывали выше правила чтения размера, и тогда вы легко поймете, что в каждом такте две доли, каждая из которых представляет собой четвертную ноту. При таком размере счет ведется следующим образом: «раз-и, два-и». Каждый такт состоит из двух четвертных нот, набрать которые можно несколькими нотами другой длительности. Призовите на помощь все свои математические способности и вспомните, что дробь 1/4 можно разбить на сумму 1/8+1/8 или 1/16+1/16+1/8 и т.д. Вариантов несколько, главное, чтобы в сумме эти дроби дали вам 1/4. Вернемся к музыке: одну из долей или даже обе можно разбить на восьмые или шестнадцатые, а можно и наоборот: объединить две четверти в одну половинную, а также использовать знаки, которые увеличивают длительность нот. Вариантов ритмического рисунка в такте две четверти довольно много.

Размер 3/4 «три четверти». Если вы всё еще понимаете, о чем мы говорим, то уже начали разбираться в музыкальных размерах и видите, что при данном размере один такт состоит из трех долей, каждая из которых представлена четвертной нотой. При таком размере счет ведется следующим образом: «раз-и, два-и, три-и». Как и в предыдущем размере, общую сумму долей можно набрать разными способами, разбивая и объединяя ноты разной длительности.

Размер 3/8 «три восьмых». Как и в предыдущем примере, такт включает в себя три доли, но они уже представлены восьмушками, а не четвертными нотами. Счет ведется на «раз-два-три». С нотами и «дробями» можно также экспериментировать: дробить на шестнадцатые, соединять в четверти или четверти с точкой и т.д.

Сложные музыкальные размеры чаще всего представлены двумя вариантами.

Размер 4/4 «четыре четверти». Такт состоит из четырех четвертных нот. Этот сложный размер складывается из двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой доле и на третьей. Первая доля называется сильной, а третья, которой соответствует начало второго простого размера, называется относительно сильной (она слабее, чем сильная). На нотном стане данный размер иногда обозначают специальным символом.

Размер 6/8 «шесть восьмых». Данный сложный размер состоит из двух простых 3/8. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второго простого размера 3/8).

Также вы можете встретить такие сложные размеры, как 4/8, 6/4, 9/8, 12/8, которые образованы из простых по вышеописанному принципу

Существуют еще и смешанные сложные размеры, когда суммируются не одинаковые, а разные простые размеры, например, двухдольный с трехдольным. Чаще всего среди смешанных размеров встречаются следующие: 5/4 и 5/8, 7/4 и 7/8.

Размеры 5/4 и 5/8 «пять четвертей» и «пять восьмых» содержат пять долей и получаются суммированием простых размеров 2/4+3/4 и 2/8+3/8, соответственно. Причем простые размеры могут в сумме меняться местами, (перемена мест слагаемых), поэтому сильные и относительно сильные доли могут быть в разных положениях, что смещает акцент и изменяет внутреннюю ритмическую организацию в такте. Для того, чтобы подсказать исполнителю, какой вариант размера имеется в виду в данном случае, в нотах рядом с размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. Например, 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4).

Размеры 7/4 и 7/8 состоят из трех простых: одного трехдольного и двух двудольных. Данный размер характерен для русских народных песен и для инструментальной музыки преимущественно русских композиторов. Варианты сложения семидольного размера различаются местоположением трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).

Как музыкальный размер связан с темпом?

Возможно, у вас возникло ложное мнение о том, что размер музыкального произведения влияет на скорость его исполнения. Поясним: размер определяет лишь заполнение такта: сколько нот и каких, а вот скорость исполнения определяется лишь темпом, который задается либо словесно (allegro, largo, andante, fast, medium, slow), либо цифрой, которая указывает количество ударов метронома в минуту. Таким образом, музыкальный размер и темп исполнения никак не связаны.

Итак, будем считать, что вы обогатили свои знания в области музыкальной теории и разобрались в том, что такое музыкальные размеры и какими они бывают. Такты и размеры помогают композитору организовать музыку и передать ее особенности исполнителю. В качестве упражнений для закрепления теории попробуйте «поиграть» с любым музыкальным произведением, дробя и объединяя ноты в такте, и понаблюдайте, как изменяется при этом результат. Изучайте новое, развивайтесь, экспериментируйте!

 


Source: https://oaoo.ru/balalayka/myzykalnye-razmery-kluch-k-ponimaniu.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Питаем свой голос правильно: меню вокалиста

Если вы являетесь профессиональным певцом или вокалистом-любителем, то знаете, что главный ваш рабочий инструмент – это ваш голос....

Сведение и мастеринг: типичные ошибки при подготовке микса к финальной обработке

Работа студий мастеринга и частных специалистов чаще всего потоковая. К 2024 году количество треков, публикуемых на музыкальных стриминговых...

Все о губной гармонике

Губная гармошка, или гармоника – это тот инструмент, который доводилось слышать каждому. Сегодня он популярен благодаря своей компактности,...

Новогоднее караоке: интересные факты об известных хитах

Какие песни ассоциируются у вас с Новым годом и навевают соответствующее настроение? Наверняка, многие вспомнят одни и те...

Звуковой эффект фэйзер: кому и зачем?

Гитарными эффектами в настоящее время никого не удивишь, они доступны каждому и представлены в любом музыкальном магазине в...

Акустическая безэховая камера — что это и зачем нужна

Представьте себе комнату, в которой стоит не просто тишина, а тишина абсолютная — жуткая и потусторонняя. Некоторые люди,...

Микрофонные стойки

На что обратить внимание при покупке микрофона? Конечно, на его характеристики, внешний вид и стоимость. При этом многие...

Бесплатное продвижение музыки: ожидания и реальность

Хорошая новость: люди на планете никогда еще так много и интенсивно не слушали музыку. Согласно исследованию Международной федерации...

Студия для подкастов Face2Face в Москве: что и как

Подкасты сейчас на пике популярности. Они позволяют делиться мыслями с людьми по всему миру, а слушателям — учиться...

Выбор гитарного процессора

Каждый гитарист, которого нельзя совсем уж новичком называть, уже имеет в своем распоряжении как минимум 1-2 педали эффектов...

Скрытые возможности музыки

Музыкотерапия – что это: модное слово, способ заработать или реальная помощь нуждающимся в ней? Постараемся сегодня поговорить о...

Бесплатные VST синтезаторы: обзор 5-ти самых популярных в мире

Программные синтезаторы, доступные свободно, обычно не пускают пыль в глаза красивыми интерфейсами, могут сбивать с толку новичков своей...

Так много разных дилеев

Так много разных дилеев Впервые появившись в музыкальном мире в середине прошлого века, дилей навсегда вошел в обиход...

Струны для укулеле

Укулеле – гавайская гитара, которая выглядит как гитара, звучит как гитара и имеет струны, как гитара. Но это...

Уход за электронной ударной установкой

Ударная установка, будь они акустической или электронной, всегда является предметом любви и гордости любого барабанщика. А за любимыми...

Слушаем по воздуху

Телефоны, гарнитуры, клавиатуры, мыши – это то, к чему мы давно привыкли. С каждым годом список устройств, имеющих...

Реверберация: какой она бывает

Реверберация открывает целый мир возможностей для звукорежиссеров: от маленьких и уютных помещений до пышных залов, кафедральных соборов и...

Игра на электрогитаре снова в тренде, гитаристы c YouTube правят миром

Менее десятка лет назад казалось, что дни электрогитары сочтены. Жанры около рока стагнировали. В качестве фаворитов музыкального рынка...

Все о ламповых микрофонах: история, особенности использования

В этой статье мы расскажем о ламповых микрофонах: устройстве, принципе работы, отличиях от других видов, причинах популярности, особенностях...

Перкуссия – искусство ритма

  Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «перкуссия»? Если вы врач или студент-медик, то, несомненно,...