• Виктор
  • Статьи
  • 4 мин. чтения

Всё о саксофонах

История саксофона насчитывает уже более 150 лет, при этом инструмент не теряет своей актуальности и своих поклонников. Создателем саксофона является бельгийский музыкант Адольф Сакс, получивший патент на изобретение в 1845 году. Сегодня саксофон является символом джазовой и блюзовой музыки, хотя спектр его применения гораздо шире.

В данной статье мы рассмотрим виды саксофонов, устройство инструмента, особенности выбора и ухода за ним.

Виды саксофонов

Существуют такие разновидности саксофона как:

  • Соприлло;

  • Сопраниссимо;

  • Сопранино;

  • Сопрано;

  • Альт;

  • Тенор;

  • Баритон;

  • Бас;

  • Контрабас.

Вышеупомянутые разновидности инструмента отличаются формой, размером и высотой звучания. Несмотря на такое разнообразие, наиболее распространены сопрано, альт, тенор и баритон. Самым универсальным считается альт-саксофон, его можно услышать почти во всех музыкальных направлениях. Сопрано и баритон обычно используются эпизодически или в оркестре.

Если говорить о саксофоне в различных стилях музыки, то, например, в R&B и Rock’n’Roll традиционно используется тенор-саксофон, в джазе – альт-саксофон или тенор-саксофон (в дуэте с трубой), в поп-музыке – альт-саксофон, в рок-музыке – обычно альт и тенор, но можно встретить баритон и сопрано. Традиционно джаз-оркестр (Big Band) включает пять саксофонов: два альта, два тенора и баритон.

Обучение игре на саксофоне обычно начинают с альт- или тенор-саксофона. Это связано с тем, что у сопрано-саксофона мундштук и трость очень маленькие, поначалу взрослому человеку трудно им управлять губами, так как требуется большая точность. Так как новички ещё не имеют навыков управления дыханием, то начинать с саксофона-сопрано взрослому человеку не стоит, дабы не потратить большое количество времени впустую. Дети имеют меньший размер рта, поэтому маленькие трость и мундштук сопрано-саксофона вполне подходят им для обучения, однако, как только ребенок «дорастет» до альт-саксофона, следует сразу перейти к нему.

Соприлло можно отнести к экзотической разновидности саксофона. Этот мини-саксофон можно встретить нечасто.

Баритон отличается сильным и глубоким звуком. Он лучше всего звучит в среднем и нижнем регистрах, а верхний и высший регистры звучат невыразительно и сдавленно.

Хотя звучание саксофона существенно отличается в зависимости от вида, этот инструмент всегда можно узнать в оркестре, благодаря его эмоциональности и неповторимому звучанию.

Конструкция саксофона

Саксофон представляет собой духовой инструмент, выполненный из металла, который имеет единственный деревянный элемент – трость, которая воспроизводит звук. Трости изготавливаются из тростника или бамбука, можно встретить и синтетические трости, но по звуку они значительно уступают деревянным.

Саксофон имеет три основные части:

  • раструб;

  • корпус;

  • эска.

Корпус саксофона изготавливают из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (сплав меди и цинка с добавлением никеля) или латуни. Корпус саксофона изогнут в форме чубука. Сопрано и сопранино имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Можно встретить экспериментальные прямые модели бас-саксофона и изогнутые сопрано, но это большая редкость.

На эску насаживается мундштук, имеющий клювообразную форму, который изготавливается из чёрного эбонита или пластика, иногда из металла. Существует множество вариаций строения мундштуков, что связано с многообразием музыкальных жанров, в которых звучит саксофон.

Трость является звукообразующим элементом саксофона, изготавливаемым из бамбука, камыша или тростника, иногда из синтетических материалов. Трости имеют разные размеры в зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены.

 

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры, которая представляет собой небольшой хомут с двумя винтами. Лигатуру изготавливают из металла или кожи (дает трости более свободное колебание).

Для защиты трости используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, надеваемый на мундштук, когда инструмент долго не используется. 

Саксофон имеет сложную систему клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. В зависимости от разновидности инструмента, количество клапанов составляет от 19 до 22.

Как вы понимаете, саксофоны отличаются материалами, точностью изготовления и сложностью внешней отделки. Стоимость инструмента также может очень существенно отличаться. Сейчас же можно найти достаточно недорогие, но при этом хорошие инструменты. 

Профессиональные саксофонисты предпочитают инструменты иностранного производства (обычно итальянские или японские). Для многих эталонными являются инструменты производства фирмы Selmer, для других Yamaha. Цены на данные инструменты могут вас шокировать, но в настоящее время есть неплохие и более доступные альтернативные производители.

Муки выбора

Никто не сможет вам дать однозначного ответа на вопрос «Какой саксофон лучший?». Конечно, есть такие критерии, как качество используемых материалов, качество сборки, чистота звучания, внешний вид, имя производителя и так далее, но лучший саксофон – это строго субъективное понятие. Главное, чтобы инструмент нравился именно вам! Выбирая саксофон, послушайте его, почувствуйте его, это очень индивидуальные ощущения. Если у вас есть опыт игры на инструменте, то просто выбирайте по своим ощущениям и слуху. Начинающему саксофонисту полезно почитать обзоры различных инструментов, прислушаться к советам опытных музыкантов и преподавателей.

Особенности ухода за саксофоном

Саксофон довольно хрупкий инструмент, который следует беречь от падений, в первую очередь. Регулярный уход за саксофоном подразумевает подготовку инструмента к занятиям и финальную чистку. Чтобы сохранить внешний вид инструмента и качество его звучания, необходимо ухаживать за ним, соблюдая ряд следующих правил.

1. Для сохранения пробки на эске и предотвращения заломов обрабатывайте ее специальной смазкой перед каждым занятием.

2. Также примерно раз в полгода смазывайте металлические соединения и механику любым синтетическим маслом для инструментов, но будьте аккуратны с его количеством, используйте его по минимуму.

3. Протирайте инструмент после каждого занятия, чтобы удалить конденсат. Предварительно мундштук можно промыть проточной водой, используя мыло для удаления смазки. Трость можно просто протереть сухой тканью и положить в специальный футляр для сушки (сейвер).

4. Для протирания корпуса саксофона изнутри используйте специальный ершик или салфетку на шнурке с грузиком. Можно изготовить такое приспособление самому, либо купить готовое. Предварительно сняв эску, протяните грузик сквозь канал инструмента, начиная с раструба, затем вытяните протирку через узкий конец.

5. Протирайте после занятий наружную поверхность инструмента. Если инструмент лакированный и покрытие не повреждено, то поверхность можно протереть обычной мягкой тканью, смочив ее спиртом или любым средством для ухода за лакированными инструментами. Если лака осталось на поверхности немного либо его не было вовсе, то используйте специальное средство для ухода за металлом.

6. Храните трости в футляре, чтобы предотвратить их пересыхание. Рабочую трость можно держать на мундштуке.

7. Надевайте на мундштук колпак, если делаете перерыв в исполнении.

Соблюдать эти правила несложно, но они позволят вам продлить жизнь инструмента и сохранить его звучание.

Сейчас на музыкальном рынке представлены также и электронные саксофоны. Выполнены они из пластика, соответственно, имеют меньший вес, но при этом требуют источник питания. Возможности таких инструментов широки и интересны, но синтезированный звук никогда не заменит настоящей акустики.

В заключение хотелось бы отметить, что все саксофоны имеют разные характеры, как и характер исполнителя, поэтому инструмент должен подходить вам в первую очередь по темпераменту. Успехов в творчестве! 


Source: https://oaoo.ru/balalayka/vse-o-saksofonah.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Бесплатные VST симуляторы гитарных усилителей: обзор лучших

На дворе середина 20-х годов XXI века, а нам все еще не верится, что виртуальные плагины способны моделировать...

Дополнительные струны: сколько и зачем?

Сегодня мы поговорим о необычных для большинства музыкантов гитарах. Когда изучил свою шестиструнную гитару вдоль и поперек и...

Все о кахонах

Сегодня мы поговорим о кахоне – перкуссионном музыкальном инструменте, который стремительно набирает популярность в различных музыкальных стилях. Наверняка...

Микрофонные стойки

На что обратить внимание при покупке микрофона? Конечно, на его характеристики, внешний вид и стоимость. При этом многие...

Становится ли музыка проще?

В 2003 году журнал Rolling Stone опубликовал список 500 самых лучших музыкальных альбомов всех времён, львиной долей которых...

Реверберация: какой она бывает

Реверберация открывает целый мир возможностей для звукорежиссеров: от маленьких и уютных помещений до пышных залов, кафедральных соборов и...

Гитарные тюнеры: настройся на лучшее!

Если вы обладаете абсолютным слухом, то настроить музыкальный инструмент без использования дополнительных приспособлений для вас не составит труда....

Когда оборудование бьёт током

При контакте с электрическим оборудованием, находящимся под напряжением, существует опасность поражения электрическим током. Мало того, что это может...

Фантомное питание: все точки над Ё

Начнем издалека  Первая в мире крупная автоматическая телефонная станция заработала в 1919 году в Норфолке, штат Вирджиния, США,...

Эффекты Delay и Echo: ищем отличия

Когда вы играете на электрогитаре или, например, микшируете трек, то одним из важнейших решений, который вы должны принять,...

Добавь баса: управление звуком бас-гитары

Опытные басисты знают всё о своей, и не только своей, гитаре: как управлять ее звучанием, что подкрутить, чтобы...

Громкость, гейн и уровень в звукозаписи: понятный гайд для музыкантов (без формул)

Многое сбивает с толку в цифровом звуке. Например, в природе громкость (на самом деле не «громкость», но об...

Что такое гитарные кабинеты и как выбрать

Когда вы слышите «гитарный кабинет», что приходит вам на ум? Если вы далеки от музыки, то, возможно, вы...

Частота звукозаписи — лучше побольше, сведение в наушниках — норм, и другие музыкальные мифы. Часть 1

Современная цифровая звукозапись имеет уже достаточно долгую историю, чтобы вздорных легенд и нелепых верований накопилось немало. Благодаря им...

Скрытые возможности музыки

Музыкотерапия – что это: модное слово, способ заработать или реальная помощь нуждающимся в ней? Постараемся сегодня поговорить о...

Джембе, дарбука, думбек: ищем отличия

Перкуссионные ударные инструменты, такие как дарбука, джембе и думбек очень похожи внешне. Но, несмотря на их внешнее и...

Новинки YAMAHA 2023-2024: удивляемся, мечтаем, копим…

YAMAHA является одним из ведущих мировых производителей музыкальных инструментов и музыкального оборудования. Разработка собственных технологий в области улучшения...

Pignose — «свинские» гитары и усилители для путешествий и улицы

Ну вот кто в здравом уме станет создавать бренд музыкального оборудования с названием, означающим «свиной пятачок», а в...

Выбор гитарного процессора

Каждый гитарист, которого нельзя совсем уж новичком называть, уже имеет в своем распоряжении как минимум 1-2 педали эффектов...

Гитара для ребенка

Ваш ребенок решил, что он будет играть на гитаре. Или вы так решили. С какого возраста можно приступать...